Практические
рекомендации для педагогов
Памятка «Как
избавиться от стресса»
§
Стараться
рассчитывать и обдуманно распределять свою нагрузку.
§
Старайтесь
учиться переключаться с одного вида деятельности на другой, использовать
«тайм-аут».
§
Проще
относиться к конфликтам на работе.
§
Не пытаться
быть лучше всегда и во всем.
§
Причины
стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.
§
Жить нужно
по способностям и средствам.
§
Научиться
без каких-либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с
себя.
§
Если я не
могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса
необходимо изменить мое отношение к ней.
§
Каждый день
будьте настолько активны, насколько вы может. Будьте заняты.
§
По
возможности радуйте себя тем, что способно вас порадовать.
§
Чаще
общайтесь с людьми, которые вас любят.
§
Смотрите
смешные фильмы и читайте смешные книги.
§
Желательно
психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем
меньше стресс.
§
Не слишком
увязать в воспоминаниях о прошлом, не погружаться слишком в мечты о будущем.
Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни «здесь и сейчас»
§
Полезно
знать, что все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у
людей, живших ранее. Они их преодолели, значит преодолеем и мы!
§
Создать себе
комфортные условия работы («милые пустячки»).
§
Разговаривать
иногда с людьми «по пустякам».
§
Укрепление
физического здоровья - важнейшее условие профилактики любого стресса
§
Разрешать
проблемы своевременно, что укрепляет уверенность в себе и вызывает
радостное чувство.
Способы
укрепления психологического здоровья:
§
Питание
§
Дыхание
§
Сон
§
Трудотерапия
§
Физкультминутки
§
Самомассаж
§
Приятные
выходные
§
Ароматерапия
§
Музыкотерапия
§
Любимое
увлечение
Приемы и
упражнения для снятия стрессов:
Данные упражнения можно делать в любом месте. Чтобы найти нужный ритм счета,
дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи
воображения. Этот метод хорошо ослабляет стресс. Нужно сесть по-удобнее,
сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на
котором сосредоточить свое внимание:
Дыхание:
§
В ситуации
стресса наладить ровное дыхание. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете
делая вдох и медленный выдох (выдох должен быть длиннее вдоха)
§
Закройте
глаза. Снова посчитайте от 10 до 1. Задерживая дыхание на каждом счете.
Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец,
исчезает напряжение.
§
Не открывая
глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух,
окрашен в теплые пастельный тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается,
превращаясь в облако.
§
Плывите по
ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.
§
Через неделю
начните считать от 20 до 1, еще через неделю – от 30 до 1, в конце концов – от
50.
- Упражнение
«Шарик»: «Представь, что у тебя в животе воздушный шарик. Но он пока
маленький, не надутый. Надо наполнить его воздухом. Вдохни животом поглубже,
чтобы твой воздушный шарик стал большим». Постепенно дыхание выровняется и человек
успокаивается успокоится.
- Упражнение
«Мыльные пузыри»: если вы чего - то боитесь, попробуйте условно
изобразить себя на листе бумаги. С одной стороны нарисует мыльные пузыри,
вылетающие из его головы. В каждом из них пусть напишет фразу: «Я не могу», «Я
не справлюсь», «У меня не получится». А с другой – входящие в голову стрелы со
словами «Я могу», «Я справлюсь», «У меня все получится».
- Упражнение
«Самооценка»: для повышения самооценки придумать для себя девиз,
можно, состоящий из двух слов – своего имени и наиболее подходящего
определения, начинающегося с той же буквы, и нарисовать символ. Например,
«отважный Олег», символ – шпага. Фраза «Умею, буду, могу» - формула оптимиста.
- Упражнения
на снижение гнева, агрессии, напряжения «Выпусти пар»: Наедине с собой
выскажете все, что накопилось в адрес обидчика; рвите газету, комкайте бумагу,
мягкую игрушку, громко пойте, покричите в стакан, нарисуйте обидчика и чувство
гнева, затем рисунок порвите и т.д.
- Упражнение
«Муха»: Цель: снятие
напряжения с лицевой мускулатуры
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
- Упражнение
«Лимон» Цель: управление
состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
-Упражнение
«Сосулька» Цель: управление
состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1—2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1—2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Несколько
техник самопомощи, которые могут помочь в профилактике выгорания
Техника 1.
«Отрезать, отбросить»
Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль.
После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.
Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль.
После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.
Техника 2.
«Лейбл, или Ярлык»
Если в
голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать
за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые
считают, что действие этой техники усиливается, когда вы представите, что не
просто «вытащили» негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые
действия над ней. К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из
баллончика, пометили ее (ядовито-зеленая, канареечно-желтая...) и уже теперь
наблюдаете со стороны.
Негативные
мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на
них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете
на них реагировать, они теряют власть. Скажите: «Это всего лишь негативная
мысль!» По данным специалистов (Д. Кехо и др.) эта техника помогает на 75% (а
это вовсе не мало!).
Техника 3.
Преувеличение
Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.
Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.
Техника 4.
«Признание своих достоинств»
Помогает при
излишней самокритичности. Одно из противоядий — осознать, что вы, так же
как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно
хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным. А
теперь — самоподдерживающий прием(женщины примут его скорее, чем
мужчины!). Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу,
уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех
раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом
неплохо, если вы улыбнетесь себе!
Алгоритм
решения конфликтной педагогической ситуации.
Первый этап условно называется «Стоп!» и
направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап
необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не
осложнить отношения с ним. Только в тех случаях, когда ситуация представляет
опасность для жизни и здоровья ребенка, нужно действовать быстро и
решительно.
Но подобные ситуации встречаются не так уж и часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я
сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?», после чего необходимо перейти ко второму этапу.
Но подобные ситуации встречаются не так уж и часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я
сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?», после чего необходимо перейти ко второму этапу.
Второй этап начинается с вопроса «Почему?»,
который педагог задает самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе
мотивов и причин поступка ребенка. Это очень важный этап, поскольку именно
причины определяют средства педагогического воздействия. Чтобы правильно
определить мотивы поведения ребенка, педагогу необходимо уметь понимать язык
невербального общения (демонстративный, вызывающий взгляд; скучающий или
сосредоточенный вид и т. д.).
Третий этап заключается в постановке
педагогической цели и формулируется при помощи вопроса «Что?»: «Что я хочу
получить в результате своего педагогического воздействия?» (чувство страха у
ребенка или осознанное чувство вины).
Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен четко осознавать: именно сейчас он поступил плохо. Необходимо показать ребенку в каждом конкретном случае, то вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий. Такой подход, не унижая достоинства ребенка, способен вызвать в нем положительный отклик.
Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен четко осознавать: именно сейчас он поступил плохо. Необходимо показать ребенку в каждом конкретном случае, то вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий. Такой подход, не унижая достоинства ребенка, способен вызвать в нем положительный отклик.
Четвертый
этап заключается
в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и
отвечает на вопрос «Как?»: «Каким образом достичь желаемого результата?».
Продумывая способы и средства достижения педагогического воздействия, учитель
должен оставлять свободу выбора за ребенком. Мастерство педагога проявляется не
в том, чтобы заставить ребенка поступить надлежащим образом, а в умении создать
такие условия, чтобы тот мог сделать выбор. Исходя из этого, педагог предложит
несколько вариантов ребенку, но самым привлекательным для него сделает именно
оптимальный и тем самым поможет ему сделать правильный выбор.
Педагог-мастер использует широкий арсенал педагогических средств, избегая угроз, насмешек, записей в дневнике, жалоб родителям. Перечисленные способы малоэффективны и свидетельствуют о низком уровне профессионализма. Отказ от подобных средств с самого начала педагогической деятельности дает огромные возможности для развития творчества педагога, позволяет сделать процесс общения с ребенком радостным и плодотворным.
Педагог-мастер использует широкий арсенал педагогических средств, избегая угроз, насмешек, записей в дневнике, жалоб родителям. Перечисленные способы малоэффективны и свидетельствуют о низком уровне профессионализма. Отказ от подобных средств с самого начала педагогической деятельности дает огромные возможности для развития творчества педагога, позволяет сделать процесс общения с ребенком радостным и плодотворным.
Пятый этап -
практическое
действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей
работы по разрешению педагогической ситуации. Именно на этом этапе реализуются
педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с
мотивами ребенка. Успех практического действия учителя будет зависеть от того,
насколько точно он сможет сформулировать педагогическую цель, насколько
правильно он сумеет выбрать оптимальные способы достижения поставленной цели и
насколько умело воплотит их в реальном педагогическом процессе.
Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени, поэтому он действует как бы «на вырост», опираясь в ребенке на лучшее.
Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени, поэтому он действует как бы «на вырост», опираясь в ребенке на лучшее.
Шестой этап - заключительный в алгоритме
решения педагогической ситуации. Он представляет собой анализ педагогического
воздействия и позволяет оценить эффективность общения педагога с детьми,
сравнить поставленную цель с достигнутыми результатами и сформулировать новые
перспективы.
Составитель:
практический психолог ГУЗ «Запорожский
правобережный профессиональный лицей» Викторов Иван Васильевич
Комментариев нет:
Отправить комментарий